serezhik_18 (serezhik_18) wrote in norshtein,
serezhik_18
serezhik_18
norshtein

Комментарий Ю.Б. Норштейна к истории коллекции Музея Нового Западного Искусства

*


Прошу всех, кому небезынтересна судьба коллекции С.И.Щукина и И.А.Морозова, на основе которой был создан Музей Нового Западного Искусства, прочитать мою публикацию, или, скорее, комментарий к ситуации вокруг коллекции. Этот текст я отдал в качестве своего мнения на совещание, на котором будет обсуждаться судьба коллекции и будущего Музея Новой Западной Живописи. Подчеркиваю, речь идет о коллекции, собранной нашими прозорливыми соотечественниками гениями вкуса Сергеем Ивановичем Щукиным и Иваном Абрамовичем Морозовым.

Поскольку я уезжаю и не смогу принять участие в разговоре о судьбе коллекции Государственного Музея нового западного искусства ГМНЗИ, считаю необходимым изложить письменно свое мнение по этому вопросу. В начале о скачущих борзых перьях журналистов. Если их интересует общая история с коллекцией, они обязаны знать, как развивалась ситуация с момента национализации двух великих собраний Щукина и Морозова, вплоть до истории раздела музея в 1948 году. Когда нет полной правды, полуправда оборачивается ложью. В моей любимой "Новой Газете" (номер 52, от 17 мая 2013 года) в статье Марины Токаревой враньё начинается с первых строк. Вся статья дышит безграмотностью, незнанием сути дела и ненавистью к Антоновой. Не обошлось и без обычной для сегодняшнего времени терминологии – «большевистский подход», «большевики разбазарили». Ирина Александровна не нуждается в моей защите, достаточно назвать ошеломляющие выставки, проходившие в Пушкинском музее, чтобы понять высочайший уровень Антоновой, как учёного и руководителя. Её Имя открывает двери иностранных музеев для выставок в Пушкинском. Музей живёт в перекрёстке мировых изобразительных культур, и в этом одна из главных заслуг Антоновой. Существуют документальные свидетельства истории ГМНЗИ. Опубликован фундаментальный труд об этом музее, автор Яворская Нина Викторовна – она свидетель и участник тех событий, на протяжении всей истории музея. Её работа и должна стать основой серьёзного разговора о возможности восстановления ГМНЗИ . После прочтения книги Яворской я окончательно убедился в необходимости воссоединения коллекции ГМНЗИ. Автор подробно прослеживает пути-дороги этого уникального явления в мировой музейной практике. Эта книга – документальный факт, с фотографиями и описаниями экспозиций, научных работ, различных публикаций, перечень которых в конце книги занимает 13 страниц. Из книги мы узнаём, как в 1929–30-м годах, ещё задолго до уничтожения ГМНЗИ в 1948 году, происходила передача части коллекции Эрмитажа для ГМИИ им. Пушкина. В обмен на переданные произведения в Эрмитаж из коллекции ГМНЗИ были перемещены пятьдесят два первоклассных живописных произведения конца 19 – начала 20го века. Яворская подробно пишет, как часто жизнь ГМНЗИ висела на волоске, и спасало его судьбу мнение просвещённой общественности, и мужественная позиция директора музея Бориса Николаевича Терновца: сколько раз ограждал он музей от вульгарной идеологии. Из документальных записей Яворской мы узнаём, как конструировалась ситуация закрытия музея в 1948 году и как происходил тот самый трагический раздел коллекции между Пушкинским музеем и Эрмитажем после сталинского постановления, и какое участие в травле ГМНЗИ принимал знаменитый художник Александр Герасимов, сам когда-то восхищавшийся этой коллекцией. После объединения коллекции должен ли музей иметь самостоятельный статус или соединиться с ГМИИ – это уже следующий вопрос. Яворская пишет о попытке соединения в 1933 году этих двух московских музеев. Тогда вопрос был решён в пользу самостоятельности западной коллекции. Сегодня новое помещение для этого музея уже имеется, рядом с ГМИИ освобождается здание Института Философии, в нём огромное пространство, высокие потолки, словом, есть возможности последующего расширения коллекции современного искусства. В Токио, в парке Уэно спокойно сосуществуют рядом целый архипелаг музеев. В одном из которых проходила, кстати сказать, выставка французского искусства из коллекции ГМИИ. Видели бы вы эту очередь. Я звонил из Токио в Пушкинский музей и просил передать Антоновой об огромном успехе экспозиции. Слава Ивану Абрамовичу Морозову и Сергею Ивановичу Щукину. Точкой отсчёта для спокойного разговора о воссоздании ГМНЗИ могут быть постановления от 1918 года о национализации коллекций Щукина и Морозова. В Декрете Ленина о коллекции Щукина сказано: "по своей высокой художественной ценности имеет общегосударственное значение в деле народного просвещения" . К сожалению, в 1948 году, в решении судьбы ГМНЗИ руководствовались уже не постановлением 1918 года, а приказом Сталина о расформировании коллекции, поскольку, как было в нём сказано, она «является рассадником формалистических взглядов и низкопоклонством перед упадочной буржуазной культурой». Сегодня вопрос – чем будем руководствоваться мы, наследники прошлого. У нас сегодня идёт реставрация позапрошлого в самых оголтелых формах. Бесплатное образование, бесплатная медицина, просвещение для народа – это было завоевание революции, и всё это рухнуло. Чем обернулись преобразования, мы знаем. Фитилём Газпрома, несколькими сотнями супербогатых семей и спортом. Культура, просвещение - по остаточному принципу. Внутри художественных процессов полемика творцов обязательна. Но склоки внутри культуры пойдут на пользу невежеству. Создавшуюся ситуацию надо прорабатывать по документам, а не по эффектным фразам журналистов. Вхождение общества в культуру – процесс медленный и ежедневный. Здесь не отделаешься бесплатной "Ночью музеев", не оставляющей после себя ничего, кроме мусора и жвачки, вклеенной в музейные экспонаты: не посещение музея, а какой-то ночной клуб. Давайте уж пойдём дальше, для окупаемости музеев сделаем внутри бассейн, хорошо бы сауну, а в паузах клиенты, обернувшись простынями, как римские патриции, будут расхаживать с пивком среди экспонатов, сдувая пену на живопись, ведь за всё уплОчено. Какая была бы посещаемость! У нас сегодня объединяют институты, культурные центры, почему бы не объединить музей с сандуновскими банями. Образно говоря, мы к этому идём. Мы должны понять – культура финансово не возвратна. Культура окупает себя просвещённым обществом, воспитанием чувств, умственным развитием – и тогда мы будем жить в подлинной стране.

Юрий Норштейн
21 мая 2013 года.

from Norstein-Studio on facebook.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments