serezhik_18 (serezhik_18) wrote in norshtein,
serezhik_18
serezhik_18
norshtein

Комментарий Ю.Б. Норштейна к истории коллекции Музея Нового Западного Искусства

*


Прошу всех, кому небезынтересна судьба коллекции С.И.Щукина и И.А.Морозова, на основе которой был создан Музей Нового Западного Искусства, прочитать мою публикацию, или, скорее, комментарий к ситуации вокруг коллекции. Этот текст я отдал в качестве своего мнения на совещание, на котором будет обсуждаться судьба коллекции и будущего Музея Новой Западной Живописи. Подчеркиваю, речь идет о коллекции, собранной нашими прозорливыми соотечественниками гениями вкуса Сергеем Ивановичем Щукиным и Иваном Абрамовичем Морозовым.

Поскольку я уезжаю и не смогу принять участие в разговоре о судьбе коллекции Государственного Музея нового западного искусства ГМНЗИ, считаю необходимым изложить письменно свое мнение по этому вопросу. В начале о скачущих борзых перьях журналистов. Если их интересует общая история с коллекцией, они обязаны знать, как развивалась ситуация с момента национализации двух великих собраний Щукина и Морозова, вплоть до истории раздела музея в 1948 году. Когда нет полной правды, полуправда оборачивается ложью. В моей любимой "Новой Газете" (номер 52, от 17 мая 2013 года) в статье Марины Токаревой враньё начинается с первых строк. Вся статья дышит безграмотностью, незнанием сути дела и ненавистью к Антоновой. Не обошлось и без обычной для сегодняшнего времени терминологии – «большевистский подход», «большевики разбазарили». Ирина Александровна не нуждается в моей защите, достаточно назвать ошеломляющие выставки, проходившие в Пушкинском музее, чтобы понять высочайший уровень Антоновой, как учёного и руководителя. Её Имя открывает двери иностранных музеев для выставок в Пушкинском. Музей живёт в перекрёстке мировых изобразительных культур, и в этом одна из главных заслуг Антоновой. Существуют документальные свидетельства истории ГМНЗИ. Опубликован фундаментальный труд об этом музее, автор Яворская Нина Викторовна – она свидетель и участник тех событий, на протяжении всей истории музея. Её работа и должна стать основой серьёзного разговора о возможности восстановления ГМНЗИ . После прочтения книги Яворской я окончательно убедился в необходимости воссоединения коллекции ГМНЗИ. Автор подробно прослеживает пути-дороги этого уникального явления в мировой музейной практике. Эта книга – документальный факт, с фотографиями и описаниями экспозиций, научных работ, различных публикаций, перечень которых в конце книги занимает 13 страниц. Из книги мы узнаём, как в 1929–30-м годах, ещё задолго до уничтожения ГМНЗИ в 1948 году, происходила передача части коллекции Эрмитажа для ГМИИ им. Пушкина. В обмен на переданные произведения в Эрмитаж из коллекции ГМНЗИ были перемещены пятьдесят два первоклассных живописных произведения конца 19 – начала 20го века. Яворская подробно пишет, как часто жизнь ГМНЗИ висела на волоске, и спасало его судьбу мнение просвещённой общественности, и мужественная позиция директора музея Бориса Николаевича Терновца: сколько раз ограждал он музей от вульгарной идеологии. Из документальных записей Яворской мы узнаём, как конструировалась ситуация закрытия музея в 1948 году и как происходил тот самый трагический раздел коллекции между Пушкинским музеем и Эрмитажем после сталинского постановления, и какое участие в травле ГМНЗИ принимал знаменитый художник Александр Герасимов, сам когда-то восхищавшийся этой коллекцией. После объединения коллекции должен ли музей иметь самостоятельный статус или соединиться с ГМИИ – это уже следующий вопрос. Яворская пишет о попытке соединения в 1933 году этих двух московских музеев. Тогда вопрос был решён в пользу самостоятельности западной коллекции. Сегодня новое помещение для этого музея уже имеется, рядом с ГМИИ освобождается здание Института Философии, в нём огромное пространство, высокие потолки, словом, есть возможности последующего расширения коллекции современного искусства. В Токио, в парке Уэно спокойно сосуществуют рядом целый архипелаг музеев. В одном из которых проходила, кстати сказать, выставка французского искусства из коллекции ГМИИ. Видели бы вы эту очередь. Я звонил из Токио в Пушкинский музей и просил передать Антоновой об огромном успехе экспозиции. Слава Ивану Абрамовичу Морозову и Сергею Ивановичу Щукину. Точкой отсчёта для спокойного разговора о воссоздании ГМНЗИ могут быть постановления от 1918 года о национализации коллекций Щукина и Морозова. В Декрете Ленина о коллекции Щукина сказано: "по своей высокой художественной ценности имеет общегосударственное значение в деле народного просвещения" . К сожалению, в 1948 году, в решении судьбы ГМНЗИ руководствовались уже не постановлением 1918 года, а приказом Сталина о расформировании коллекции, поскольку, как было в нём сказано, она «является рассадником формалистических взглядов и низкопоклонством перед упадочной буржуазной культурой». Сегодня вопрос – чем будем руководствоваться мы, наследники прошлого. У нас сегодня идёт реставрация позапрошлого в самых оголтелых формах. Бесплатное образование, бесплатная медицина, просвещение для народа – это было завоевание революции, и всё это рухнуло. Чем обернулись преобразования, мы знаем. Фитилём Газпрома, несколькими сотнями супербогатых семей и спортом. Культура, просвещение - по остаточному принципу. Внутри художественных процессов полемика творцов обязательна. Но склоки внутри культуры пойдут на пользу невежеству. Создавшуюся ситуацию надо прорабатывать по документам, а не по эффектным фразам журналистов. Вхождение общества в культуру – процесс медленный и ежедневный. Здесь не отделаешься бесплатной "Ночью музеев", не оставляющей после себя ничего, кроме мусора и жвачки, вклеенной в музейные экспонаты: не посещение музея, а какой-то ночной клуб. Давайте уж пойдём дальше, для окупаемости музеев сделаем внутри бассейн, хорошо бы сауну, а в паузах клиенты, обернувшись простынями, как римские патриции, будут расхаживать с пивком среди экспонатов, сдувая пену на живопись, ведь за всё уплОчено. Какая была бы посещаемость! У нас сегодня объединяют институты, культурные центры, почему бы не объединить музей с сандуновскими банями. Образно говоря, мы к этому идём. Мы должны понять – культура финансово не возвратна. Культура окупает себя просвещённым обществом, воспитанием чувств, умственным развитием – и тогда мы будем жить в подлинной стране.

Юрий Норштейн
21 мая 2013 года.

from Norstein-Studio on facebook.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments