serezhik_18 (serezhik_18) wrote in norshtein,
serezhik_18
serezhik_18
norshtein

Юрий Норштейн: «Необходимо мужество противостоять»

*

Юрий Норштейн на научных чтениях «Андрей Тарковский. Контекст 2013» © Е.Федоровский

4 апреля – день рождения великого режиссёра Андрея Тарковского. К этой дате были приурочены Международные междисциплинарные научные чтения «Андрей Тарковский. Контекст 2013». Выступил на них и классик анимационного кино Юрий Норштейн. Правда, не с заявленным анализом фильма «Жертвоприношение», а с размышлениями о том, почему сегодня не появляются большие художники. Получается, возможно, потому, что современные художники к этому самому жертвоприношению попросту не готовы... Киноридус приводит несколько цитат из полуторачасового выступления Мастера.

«…Почему сегодня нет художников?.. У меня на это ответ, вы знаете, на самом деле очень простой. А потому, что помимо сердечности нужно ещё и мужество. Необходимо мужество противостоять. В этом смысле это один из уроков Андрея Арсеньевича. Он это мужество нёс в сердце.

Я уж не знаю, кто в него это заложил. Я думаю, что, наверное, мама. Потому что когда я смотрю на портреты мамы молодой, то там с абсолютной очевидностью эта невероятная внутренняя энергия противостояния, самостоятельности. Притом что надо ещё знать всю судьбу этой семьи — потому что Арсений Александрович ушёл из семьи, и все эти травмы не могли так или иначе не попасть в сердце автору. Из чего, собственно, состоит автор? Вот из этого он состоит. К сожалению, такой парадокс: в искусстве не может работать человек, который не пережил какие-то сострадания. Он их не может искусственно в себе воссоздать».



Кадр из фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев».

«…Режиссёры одержимы желанием понять – не кому-то что-то сказать, а прежде всего понять для себя. Это очень важный момент. Потому что когда человек рассказывает о «великой роли искусства» – это всё так, это не противоречит. Но когда режиссёр замысливает какую-то идею, прежде всего это нужно ему самому. И вот здесь необходимо мужество противостояния. Как ни странно, сегодня эта часть человеческой натуры, это свойство, почему-то исчезает со страшной силой.

И в этом смысле странная история произошла. Тогда, когда очень трудно было работать на самом деле (хотя и трудно, и одновременно легко), фильм «Андрей Рублев» был сделан. А если он замысливался бы за рубежом, то ещё неизвестно, дали ли бы ему денег. Это сейчас мы опустим, что фильм не вовремя вышел, что он вышел спустя несколько лет, а должен был бы выйти гораздо раньше — но фильм-то был сделан! Вот в чём дело, это очень важно, что он был сделан. А сегодня его даже не сделать, я уж не говорю о том, чтобы он замысливался. Но даже если бы замысливался, то все равно не был бы сделан — потому что не хватило бы мужества противостояния. А это должно быть. Это очень важная часть человеческих обстоятельств, и режиссёрских в том числе».

«…Идеал, к которому стремится любой художник, он всё равно никогда не сходится с тем, что предлагают ему обстоятельства. Но только через стремление к Идеалу человек формируется как личность, он становится Личностью. При этом он на этом движении к Идеалу может даже потерять жизнь. Но это меньшая потеря, чем та потеря, которая может произойти в жизни человека, когда он вдруг предаёт своё понимание, своё ощущение в самом высоком смысле».



Кадр из фильма Андрея Тарковского «Жертвоприношение».

«…Вообще эти взаимоотношения с обстоятельствами — это сегодня, как мне кажется, для нас для всех большой урон. Потому что если вспомнить наши последние двадцать лет – о, в какой надежде мы жили!.. Мы видим, к чему мы пришли. И сейчас мы оказываемся в ситуации, когда либо мы попадаем под понятие приказа сверху, либо мы остаёмся людьми. Личностями, каковыми себя считаем и каковыми себя строим на основе прочитанного и увиденного, и тогда мы противостоим тому, что нам предлагает власть.

На самом деле, обстоятельства всегда одни и те же. Но разное поведение художников. И тут важно, в какой степени сегодня режиссёры, те от кого зависит (в большой степени, на самом деле, зависит) качество нашей жизни, в какой степени они останутся сами собой. Пойдут ли они на сделку с властью — или останутся сами собой. Важно именно остаться самими собой. Не вступать ни в какие политические игры, не быть с ними в душеспасительном разговоре, нет. Диалоги должны быть, но только диалоги, когда приоритет всё равно принадлежит художнику. В этом смысле художник всё равно всегда прав. Потому что он находится совершенно в иных по сравнению с политическим деятелем обстоятельствах. И он никогда не сойдётся с политическим деятелем в своих целях.

Так что всё равно в итоге всё зависит от того, как сегодня будет вести себя каждый из тех, кто призван к высокой цели. Кого требует – вспомним Александра Сергеевича Пушкина: «Но лишь божественный глагол…» — вот кого требует «божественный глагол» и кого он коснётся».
Юрий Норштейн

www.ridus.ru
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments