serezhik_18 (serezhik_18) wrote in norshtein,
serezhik_18
serezhik_18
norshtein

Юрий Норштейн: "Первый фильм снимал о соседях по коммуналке"

*

Кадр из фильма Юрия Норштейна "Сказка сказок"

Небольшое интервью изданию "Звездный бульвар".

Жили вчетвером на 13 метрах

- Юрий Борисович, какой у вас был адрес в Марьиной роще?

- Дом № 37 на 6-м проезде. Вообще это был не один дом, а два рядом, между домами росли вишни, шелковица, весной копали огород, сажали зелень, картошку. Топили дровами, у каждой семьи был дровяной сарай. Мужчины пилили и кололи дрова на зиму не только себе, но и соседям, у которых погибли сын, муж, отец. У нас была классическая коммуналка из тех, что много раз описана. Жили вчетвером - мама, папа, брат и я – в комнате 13 метров, в квартире было множество дверей, два коридора - холодный и теплый. В холодном - под железной лестницей – была дверца в кладовку, когда она открывалась, внутрь падал свет.

- Напоминает по настроению «Сказку сказок»…

- Все это было очень давно, в другом мире, в другом тысячелетии. Но я стараюсь сохранять то острое, живое ощущение мира, которым мы обладаем в детстве – когда все детали видишь крупно и отчетливо. Это очень помогает в работе.

- А как вы начали снимать кино?

- В 11 лет мне попался номер «Пионерской правды», где объяснялось, как своими руками сделать киноаппарат для съемки фильмов. Это оказалось непросто. Чертежи и инструкции были понятными, но из чего все это делать? И тут мне помог тесный мир коммуналки. Один сосед раздобыл где-то куски жести, другой – линзу для объектива, соседка со второго этажа принесла сухой нашатырь, которым я очищал жало паяльника. Разводить грязь в комнате мать не разрешила – она тогда брала шитье на дом. Я две недели сидел на общей кухне, весь в дыму и запахах припоя. Соседи терпели, иной раз даже что-то советовали. И я его сделал! Заодно открыл для себя базовые понятия киномеханики – обтюратор, грейферный узел и тому подобное. И, жутко гордый, начал снимать первый в своей жизни фильм - естественно, о родителях и соседях. Вот только пленки у меня не было - стоила она дорого и мало где продавалась. Но мне это было и неважно, главное, что я мог снимать.

«Шинель» Гоголя – это бездна

- Вы делаете фильм «Шинель» с начала 80-х, отснятые материалы получили призы кинофестивалей, а фильм целиком посмотреть еще нельзя.

- Если иметь в виду годы прожитой жизни, то в них не вписывается время, которые я затратил на этот фильм. Сейчас готово 20 с чем-то минут: Акакий Акакиевич идет домой, обедает, обнаруживает дыру в шинели... Много сделано, но многое не закончено. Это трудно объяснить, но чем глубже погружаешься в гоголевское пространство, тем больше осознаешь, какая это бездна. В искусстве умение сопрягать – это, может самое главное. Кино – это тоже спряжение: один кадр соединен с другим, персонаж растворяется в пространстве фильма, художник должен иметь в виду, что к изображению, которое он делает, потом будет присоединена музыка, она будет через него проступать.

- Почему вы не используете анимационную компьютерную графику?

- Не могу снимать на цифру, это такое изображение для меня не дышит, а пленка - дышит и живет.
Вообще парадокс: мультипликация – это искусство расчета, требуется постоянно следить за количеством кадров в сюжете, но когда линия расчета пройдена, надо опять возвращаться к стихии искусства. Это трудно, за расчетами может угаснуть главное: понимание, что ты должен сделать, сказать. Находишься в одной стихии, а должен думать совсем о другой.

- А почему «Шинель» черно-белая?

- Я не противник цвета, наоборот, но «Петербургские повести» его не требуют. Внутренний мир Акакия Акакиевича позволяет сопрягать в единую гармонию огромную разноплановость этого персонажа. Еще давно-давно, только начиная работу над «Шинелью», я вдруг сам себе сказал: «Надо делать Книгу Иова». Я вообще думаю, что «Шинель» - это неосуществленная глава из Книги Бытия, история Акакия Акакиевича, маленького человека, достойна стоять рядом с историей Иосифа и его братьев.

«Спокойной ночи!» положили на полку

- Куда исчезла ваша заставка к передаче «Спокойной ночи, малыши»?

- Я сделал ее в 2000 году, на 3 минуты ушло полтора года работы. Ее полгода показывали, потом ее убрали. Когда японцы узнали, что в России она нигде не идет, они захотели ее купить. Обратились на Первый канал, но там заломили такую цену, что японцы крякнули. И на том все кончилось. Заставка лежит на полке.

Марина МАКЕЕВА
"Звездный бульвар" от 6 марта 2013 г.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments