serezhik_18 (serezhik_18) wrote in norshtein,
serezhik_18
serezhik_18
norshtein

Юрий Норштейн: «Каждый снимок Роста — уже история»

*

Юрий Норштейн

Юрий Норштейн о выставке Юрия Роста.

«Живые классики» — называется выставка работ Юрия Роста в галерее «Дом Нащокина». Название — почти оксюморон: классического статуса достигают, как правило, за чертой земной жизни, слово «классик» овеяно то ли летейским, то ли академическим холодком. Но в портретах Андрея Битова, Георгия Данелия, Отара Иоселиани, Натальи Нестеровой, Ильи Кабакова, Юрия Норштейна нет холода отстраненности, а есть жар дружественности, тепло и сложность через года идущих отношений.

И от почти двухсот снимков, сделанных в разные годы, возникает незаслуженное чувство, что ты взят в компанию: фотограф так близок к модели, что резко сокращает дистанцию и для тебя. То, как доверяют люди всевидящему оку ростовской камеры, как перед ней открываются, как о ней забывают, позволяет увидеть их другими и новыми. Наши крупнейшие современники не позируют: просто живут — таинственно, сокровенно, сосредоточенно, беззащитно, весело и драматично — под взглядом еще одного живого классика — Юрия Роста.

Первое впечатление от выставки: попадаешь в пространство естественно, раскованно ведущих себя людей, не замечающих фотокамеры.

Это свобода от внутренней свободы самого Роста.


Всем известно, насколько он органичен, естественен в проживании своей жизни. Он независим, не обращает никакого внимания на власть и власть имущих. Живет по собственному внутреннему распорядку. Обожает жизнь. Хочет быть одновременно во всех концах Земли. Спускаться в батискафе на дно океана. Пересекать на мотоцикле европейские границы. Плыть через Атлантический океан на каком-то неказистом суденышке.

Его любопытство к явлениям природы и к человеку как явлению природы не имеет пределов.

Тексты Роста к фотографиям вовсе не второстепенны. Эти слова рождены образом. Он так достоверно описывает своих героев — никогда не знаешь, насколько в этих историях правда преобладает над его вымыслом. Иногда кажется: он видит в «пойманном объективом» персонаже нечто такое, чего не знает тот сам. Его снимки постепенно раскрывают человека. А из диалога изображения и текста складывается его сочиненно-реальный портрет страны. Поэтому фолиант «Групповой портрет на фоне века» — одна из лучших книг, обозначающих наше время.

Удивительно, насколько бесшовно он переходит от привычных бытовых тем в раскаленное политическое поле, как любой человек, невольно и незаметно перешагнувший границу мира и войны. Таков грузинский цикл, созданный в пору кровавой бойни и в период восхождения Гамсахурдия к власти. Подобная работа требует не только внутренней свободы, но и храбрости. Помню его рассказы про охоту за негативами КГБ… Потом он отдал пленку надежному человеку, и она пропала… Потому что мудрость его легко сочетается с простодушием.

Но более всего поражает его способность разглядеть отдельного человека. Каждый его снимок уже сам по себе история. Потому что фотоаппарат в руке — продолжение его сущности, как ручка в руках писателя, кисть художника. Его фотокамера думает, переживает вместе с ним.

Однажды Отар Иоселиани предложил ему: «Сейчас покажу тебе, как нужно пить чачу». Так возник этот восхитительный полный внутренней иронии покадровый кинорасклад.

Рост вообще умеет окружить себя людьми, с которыми ему хорошо, с которыми он особенно остро чувствует жизнь. Есть одна фотография Андрея Битова, сделанная ранним утром. Битов стоит между городскими стенами, уносящимися ввысь. Освещенный — хочется сказать, освященный солнцем. Где они шатались до рассвета, чтобы запечатлелся этот свет?

До каждой фотографии надо было дорасти, допереживать. В каждой фотографии сохранилось это сопереживание своему времени. Своему герою.

Он рассказывал, как снимал Сахарова. Щелкал, щелкал камерой, пока Андрей Дмитриевич не возмутился: «Слушайте, в пленке 36 кадров? А вы уже больше сорока нащелкали!» «Я снимаю на пустую кассету», — невозмутимо ответил фотограф.

Тогда Сахаров перестал обращать внимание на камеру, и возникли эти снимки. И масштаб личности на них. Теперь кажется, будто слышны слова самого Роста, комментирующего фотопортрет ученого: «Он многим мешал своими негромкими словами. Врать было неловко. И воровать. Теперь неловко об этом вспоминать».

Чтобы все это почувствовать и передать нам, нужно самому быть крупной личностью. Художником. Готовым без остатка раствориться в натуре.
Юрий Норштейн



Георгий Данелия


Отар Иоселиани


Андрей Битов


Илья Кабаков


Наталья Нестерова

www.novayagazeta.ru

Галерея «Дом Нащокина». Москва, Воротниковский пер., 12. Тел. 8 495 699-11-78. Выставка открыта до 14 февраля.

Подробнее о выставке и самой галерее здесь:
www.facebook.com/pages/Галерея-Дом-Нащокина
http://vk.com/club18226843
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment