serezhik_18 (serezhik_18) wrote in norshtein,
serezhik_18
serezhik_18
norshtein

Юрий Норштейн о Федоре Хитруке

*

Фото: Анатолий Мелихов

«Он до последнего жаждал знать то, что сейчас происходит в мультипликации»

Сегодня, 3 декабря на 96 году жизни ушел от нас Федор Хитрук. Одним из первых о смерти мультипликатора узнал его коллега и друг.

Юрий Борисович Норштейн был одним из самых близких людей, которые окружали Федора Савельевича Хитрука в последние его годы жизни.

- Я к нему ездил все время, - вспоминает Юрий Норштейн. - Он лежал, не выходил из дома. Мы с ним сидели и выпивали. Даже когда он лежал мы выпивали и разговаривали. На тех возможностях, которые были у него. Потому что не всегда физика совпадала с умственным напряжением.

- По словам супруги, он целый год болел, но в больницу ехать отказывался...

- Это не заболевание, это исчезновение жизни. Когда организм отказывает и ресурс жизненный кончается. Но, понимаете, это, наверное, невозможно пережить никому и согласиться, когда интеллектуальный ресурс еще мощный, а физический уже не дает проявится тому, что уже мыслится в голове. Это самая большая драма, которая может быть. Но Хитрук это переносил с величайшим терпением.

Я как-то разговаривал с заведующей хосписом Верой Миллионщиковой, которая, видела много смертей. И она сказала: «Я могу сказать, как человек жил по тому, как он умирает». Так вот Хитрук проявлял величайшее терпение, чтобы не задеть своими сильными мучениями близких людей. С таким же терпением он жил и с таким же терпением к окружающих он делал свои фильмы. Вот это Хитрук. Его жизнь должна быть примером для коллег, для всех, кто занимается искусством. Хорошо, если бы она была примером для политических деятелей, для олигархов, которые живут и так и не знают, в чем смысл жизни. А он, находясь в немощном состоянии был в постоянном интеллектуальном наблюдении. Уже и руки плохо двигались, и артикуляция не совсем поддавалась физике, но все равно, он постоянно, до последнего жаждал узнать то, что сейчас происходит в мультипликации. Но оценки его были беспощадны, несмотря на то, что он пребывал в состоянии, когда нужно думать о душе. Когда он работал или когда он преподавал, он всегда находился в возвышенном состоянии. Он учил студентов не только профессиональным навыкам. Он раскрывал их, говорил то, что это это накладывает невероятную ответственность. Трудно назвать чье-то имя, кто в отношении к искусству и в невероятной степени ответственности был сравним с Хитруком.

- У него были какие-то проекты, которые он хотел осуществить?

- Он постоянно думал, рассказывал, но ему отказывала физика. У него идей было огромное количество. Думаю, будет издана книга нереализованных сценариев, идей. Беда в то, что сегодня страна не направлена на культуру, которая разливалась бы в общество и давала бы другое осознание жизни. Сегодня страна истребляет не только жизнь, истребляет творческую идею. А это гораздо большее преступление. Когда культура на задворках. Когда на культуру выделяются какие-то деньги, которые еще не успели разворовать...

- Как он относился к тому, что происходит с «Союзмульфильмом»?

- То, что студия была мертва последние лет 18 для Хитрука было страшной потерей. Ее хотят прикарманить, также как это делают со всем на свете. Студия была не нужна, а нужно было место под застройки рядом. Для него потеря студии - это потеря места, куда он приходил больше 60 лет.

- Как он жил в последние годы?

- Уже он был лежачий, он шел к финалу, это понятно. Но он должен был летом жить в санатории, дышать свежим воздухом, а не гарью. И у нас нет такого центра, из которого можно было деньги давать на помощь.

- Я так понимаю, пенсия была невелика?

- Пенсия была приличная, он же фронтовик. В смысле денег я бы не сказал, что он не испытывал недостаток, хотя все равно надо было оплачивать сиделку. Мы собирали деньги и от студии, и от Фильмофонда давали деньги. Это все так, ну тут не только дело в деньгах. Дело в отношении и той атмосфере, в которой он должен был жить. Он жил в городе, на Ленинском, дышал гарью, выхлопами... Чтобы определить его в санаторий, нам приходилось стучать в двери президента... Это позор для всей страны!

- Он следил за тем, что снимают сегодня?

- Буквально до последнего времени, буквально месяца два назад он видел какие-то последние фильмы. Могу сказать, он был резким в оценках, потому что ему самому доставался кинематограф очень трудно. Поэтому он требовательно относился к тому, что делали его коллеги. И он не списывал на молодость, неопытность. Он просто смотрел кино. Ты пришел делать кино, изволь делать его на максимум своих возможностей! К сожалению, но в целом, конечно, у нас халява. Ну если психология страны направлена не на внимание к людям, не на сочувствие, не на взаимопомощь, а к жажде урвать у того или другого по кусу, то о чем говорить?

- Пересматривал свои фильмы?

- Иногда пересматривал, и даже со студентами их разбирал. Он брал их в качестве примера, и рассказывал что и как было сделано. Где с его точки зрения была неудача, а где он сделал в согласии с задуманным...

- Удивительно, он еще видел в своих работах недостатки... Стремление к перфекционизму...

- Правильно, всегда творческий человек испытывает и чувствует гораздо больше того, что ему удается воплотить. Всегда.

www.kp.ru


В дополнение. Интервью с Юрием Норштейном на радио "ЭХО Москвы". Эфир от 3 декабря 2012 г.



«Хитрук для себя никогда не ставил твердую задачу: это я снимаю для детей.
Он был ребенком в тот момент, когда он делал фильмы...»

http://echo.msk.ru/programs/beseda/960850-echo/
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments