serezhik_18 (serezhik_18) wrote in norshtein,
serezhik_18
serezhik_18
norshtein

Юрий Норштейн: Человеческие отношения нивелированы рублём

*
«Вечерний Петербург» побеседовал с легендой советской и российской анимации о мультфильмах, законах и «новом смысле жизни».


"Цапля и Журавль", 1974 год

На Международном фестивале анимационных фильмов «Крок», проходящем в нашем городе, корреспондент «ВП» Алексей БЛАХНОВ встретился с почетным президентом фестиваля Юрием Норштейном, народным артистом России, известнейшим режиссером и художником-мультипликатором, автором всеми нами любимых мультфильмов «Лиса и Заяц», «Ежик в тумане», «Сказка сказок». Правда, разговор получился не совсем праздничным.

Празднично, но бездушно

— Юрий Борисович, что вы думаете о новом законе о защите детей от вредоносной информации, вступившем в силу с 1 сентября сего года?
— Если бы прежние мультфильмы снимались, следуя этому ханжескому циркуляру, то добрая половина не вышла бы на экраны. «Каникулы Бонифация» точно бы никогда не показали — потому что директор цирка, разговаривая с Бонифацием, курит сигару. Крокодил Гена курит трубку — туда же, запретить. А теперь представьте, что будет твориться, когда всякие недалекие подхалимы кинутся выполнять предписание! Мне страшно предположить, какую пресную мерзость изрыгнут студии, что придется смотреть детям. Именно придется, ведь «старое доброе» в одночасье стало «плохим». Нет, это не то слово, не «плохим», а скорее «неугодным». Взамен для детишек «накопируют» с помощью компьютеров еще пять сотен серий «Смешариков». Ярко, празднично, но бездушно.

— Я так понимаю, что компьютерная анимация сейчас занимает лидирующие позиции, ее в десятки раз больше, чем классической, «рисованной человеком». Не разлагает ли компьютер художника?
— Поскольку я с компьютерами особо дела не имею, мне сложно сказать, какой путь проще — взять в руки краски и зафиксировать полученное на пленку или «цифру» или же моделировать все на «машине». Не окунувшись в мир шуршания грифеля по бумаге, невозможно создать картину, достойную музея или киноэкрана. В мире компьютерного моделирования нет сопротивления материалов, а это одно из условий появления искусства! Технологии отучили думать и чувствовать, отучили работать над смыслом, поэтому-то при всем инструментальном богатстве нет никакого ощутимого результата. Я посмотрел отрывок из новой «Снежной королевы», и знаете, простейший эпизод оказывается бессмысленно перегружен спецэффектами. Зачем? Ради чего? Да просто так, потому что сказать и показать, кроме компьютерных экзерсисов, нечего! Мысли-то нет! Я процитирую писателя Юрия Олешу, который сказал очень верно: «В эпоху быстрых скоростей художник должен думать очень медленно». Вот этой «медленности», вдумчивости и не хватает. Но для «медленности» нужны деньги. Для денег — адекватные чиновники, читающие книги, просвещенные люди. А таких, простите, я что-то не видел.


"Ёжик в тумане", 1975 год

Новый «смысл жизни» в примерах

— Режиссер Константин Бронзит упомянул, что в Университет кино и телевидения на курс режиссуры с трудом набирается группа, некем заполнить даже бюджетные места. Как вы думаете, с чем это связано?
— Когда я слышу это, то вспоминаю 1959 год. Тогда на одно место было подано сорок заявлений, двадцать человек на место допущены к экзаменам! Вы можете сейчас представить себе подобное? Тогда был азарт, желание жить, творить, пить жизнь большими глотками! Почему сейчас не так? Поменялся смысл жизни. Это слишком простой и страшный ответ, но это правда.

— В чем же сейчас смысл жизни?
— У нашего народа осталась одна жажда: обойти, забрать, отодвинуть, утопить, не дать жить, взять себе. Вот пример. Нами было написано письмо Путину и Медведеву, подписано оно было еще Леонидом Шварцманом и Андреем Хржановским (Леонид Шварцман — художник анимационного кино, удостоенный международных наград за работы «Снежная королева», «Золотая антилопа», «38 попугаев», автор визуального образа Чебурашки; Андрей Хржановский — режиссер и аниматор, народный артист РФ. — Прим. авт.). Письмо довольно толковое, с ясным изложением того, что же необходимо для спасения отечественной мультипликации, и «Союзмультфильма» в частности. Нас не обделили вниманием, звучало много правильных слов. Но произошедшее через несколько месяцев меня просто выбило из колеи. Мы писали о возрождении «Союзмультфильма», писали о том, что студии нужны «подъемные деньги». Да, деньги появились, триста миллионов рублей. Но к кому они попали? Они упали в руки к успешной компании, выпускающей «Смешариков», и Сергею Сельянову, который тоже не бедствует! «Союзмультфильму» досталось всего десять миллионов, которые при всех наших проблемах — так, по губам помазать! И в этот момент никто из них не задался вопросом, даже не подумал: «Стоп! Речь же шла о «Союзмультфильме»! Ребята, что мы делаем?» Они просто взяли деньги и остались довольны. Какое им дело до студии? Утонет она — тем лучше, они же получат больше!

— Кстати, о «Союзмультфильме». Как продвигается «дело о возвращении коллекции мультфильмов»? Вернулась ли она?
— На словах — да, на деле — нет, до этого еще далеко. Проблема вот в чем: оказывается, «Союзмультфильм» в итоге остался еще и должен организации, созданной буквально на его костях! Мы должны двенадцать миллионов. А впереди — еще и переезд студии. Что-то мне подсказывает, что РПЦ спокойно может подождать: ведь в здание, которое они так хотят, нужно все равно вкладывать невероятные суммы. Они могли бы повременить лет восемь, пока на существующей базе образовался бы творческий костяк, чтобы было С КЕМ переезжать. А так это перемещение из одной пустоты в другую, и ничего положительного в этом нет.


"Сказка сказок", 1979 год

Коллапс неизбежен?

— Чем же должен заниматься художник в мире, где корыстью пропитано все и вся? Неужели не осталось ему места?
— Художник должен смотреть в корень — на проблемы в сфере взаимоотношений! Не все сейчас понимают, что это. Сейчас объясню. Например, для меня слово «товарищ» никуда не ушло! Кто-то от него открещивается, словно от скверны, для меня же оно остается священным. Заменив его нынешним «дамы и господа», мы сами не заметили, как невольно вошли в другой способ мышления — развращенный дензнаками и жаждой наживы. Поэтому откуда взяться мысли, что мы должны друг другу помочь? При таком образе поведения не будет большой студии, а маленькие мастерские не выживут — по одной простой причине: они не в силах будут открыть курсы мультипликаторов и формировать корпус режиссеров. Такой деятельностью могут заниматься только большие сообщества, не работающие по принципу шарашки, а располагающие временными и человеческими ресурсами для воспитания новых кадров. Это нормально, так работают во всех индустриях во всем развитом мире. (Абсолютная правда — так работают на автомобильных заводах концернов «Форд» и «Дженерал моторс», базирующихся в США, а также на студии «Уолт Дисней». — Авт.) Без такого подхода мультипликация рухнет. И не только она. Посыплется все производство, вся наука. Это уже происходит. А все потому, что человеческие отношения нивелированы рублем.

— Что же следует сделать, чтобы не допустить разложения и коллапса как в отечественной мультипликации, так и в других сферах?
— Здесь нужно смотреть на проблему в целом. Государство — это огромная страховая контора, в которой мы все в равной степени принимаем участие. И если выручать «своих» эта контора не будет, то о какой жизни может вообще идти речь? Под «своими» я понимаю не какую-то привилегированную касту, «особ, особо приближенных к императору», а всех граждан, которые ратуют за свое ремесло. «Свои» — это те, кого наши солдаты не бросали на полях сражений, это те, кого хрупкие медсестры выносили на себе из-под огня.

— Подводя итог разговора о жизненных ценностях, спрошу: что же должно быть главным сегодня для каждого из нас?
— Начну издалека. Сейчас нам на пятки наступает поколение, которое не прикасалось к прекрасному, которое все мерит рублем или более устойчивой валютой. Сейчас фраза «Советская страна погибла» произносится с каким-то тайным удовольствием. А чего веселиться, если страна погибла? Что она вам плохого сделала? Вы в ней жили? Видели ее? С тем миром ушло что-то такое замечательное, что я чувствовал, даже бегая в Госкино и отстаивая свои идеи, «проталкивая» очередной фильм. Но фильмы-то в результате вышли! Их люди увидели и смотрят до сих пор! А сегодня — экраны пусты, нечего смотреть. Мы ничего не производим. Даже если есть идея, то она сгинет, ее задавят чиновники, а если и не они, то пожрут другие волкодавы — прокатчики: ничто не выйдет на экраны кинотеатров, если это не соответствует рейтингам и их вкусам! Поэтому в этом странном и жестоком мире главное — быть порядочным человеком. Ведь как только человек касается денег, с ним происходит что-то ужасное. А происходит это от отсутствия внутренней культуры. Таким образом, круг замыкается — не производя новых культурных ценностей и перекрывая с помощью «защитных» законов доступ к старым, мы вырастим поколение абсолютных эгоистов, стяжателей, безвольных, бесполезных и бездушных человечков. Человечков — потому что они не будут более иметь права называться гордым словом Человек.

"Вечерний Петербург" от 13 сентября 2012 г.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments