serezhik_18 (serezhik_18) wrote in norshtein,
serezhik_18
serezhik_18
norshtein

Юрий Норштейн: "Слова «благополучие» и «комфорт» мне омерзительны"

*

Юрий Норштейн изъял бы из языка слова «офис», «формат», «цена вопроса»,
«однозначно», «имидж», «ваши проблемы», «заколебал». // © РИА Новости


01 июня 2012 г.
Режиссер Юрий Норштейн употребляет слово «товарищ» и не любит слово «господин».

В нашей еженедельной рубрике «Слово и антислово» в рамках проекта «Русский язык» мы расспрашиваем известных людей о том, какие слова им нравятся, а какие вызывают отвращение. Сегодня наш собеседник — режиссер Юрий Норштейн.

— Какие слова или выражения вы бы назвали сейчас ключевыми? Какие слова именно сейчас кажутся вам особенно важными и почему?

— Для меня всегда были важными слова «пространство», «мироздание», «мироощущение», «возвышение». Дело в том, что сегодня преобладает практический подход к жизни, когда из жизни делают механизм, не соотносят ее с природой, не соизмеряют с произрастанием всего живого. Этот практический подход и есть убийство жизни, которая не может быть твердой, жесткой, она ломается. Мы знаем, что происходит с кровеносной системой, когда сосуды забиваются известкой. Сейчас жизнь не имеет той слабости, мягкости, которая дает возможность двигаться. Это для меня драма. Современный человек сходит с ума по части своего благополучия и комфорта. Для него не существует таких понятий, как дорога, дерево, стол, напоенный солнцем, нагретая трава, запах осенней прели. Есть только практическая целесообразность жизни и тогда кромсаются реликтовые деревья и прокладывается по ним скоростное шоссе для бессмысленной гонки. Дерево растёт сто лет, а уничтожается в несколько мгновений.

— То есть для вас слова «благополучие» и «комфорт» являются, по сути, антисловами?

— Да, они мне омерзительны. В них нет понятия труда, нет понятия сделанной вещи. Зачем делать, если можно купить. Но движение руки, его осмысленность - это и есть умственное питание невероятной силы. Какое эмоциональное богатство заключено в обычном человеческом жесте! Интеллект ребёнка можно определить по тому, как у него двигаются руки.

Эти понятия (благополучие и комфорт) окружают нас забором, превращая живое пространство в зону. Мой дом - моя крепость. Но в этот момент мы погибаем, воздух не способен продуть эти участки.

— А на уровне языка мы тоже строим заборы?

— Да. Вот, например, слова «бутик», «гламур», которые вошли в нашу речь, отделяя одного человека от другого. Я называю таких людей «гламурики» и «гламурняк». Эти слова только признаки надменности, в них нет чувственной жизни.

— Вы заговорили о детях. А с ними мы как разговариаем? И как надо?

— Я говорил со своими детьми как с равными. Я никогда не пытался сюсюкать, пытаясь подражать их несовершенству произношения, которое связано просто с неразвитостью речевого аппарата. Дети терпеть не могут, когда им причмокивают.

— Вам нравятся тексты современных мультфильмов?

— Не нравятся, и не только тексты. Они содержат агрессию, самодовольство. Человек не подвергает сомнению сделанное. Есть, конечно, исключения, если о текстах говорить. Вот, например, «Смешарики» (которые мне совершенно не нравятся с визуальной точки зрения) поднимают хорошие, острые, тонкие темы, которые держатся на прекрасно написанных сценариях. Это положительная сторона. Но все равно, по сути, «Смешарики» — это конвейер, здесь нет и не может быть высокой эстетики. К сожалению, мы живём в эпоху конвейера, а искусство — понятие единичное. Конвейер заразен, пресловутое «как бы» заразило всё общество, даже мелькает в лексике учёных и вошло в народную речь, которая раньше текла как реченька по камням. Вот и слышим «как бы люблю», «как бы моё творчество»…

— Тексты мультфильмов должны быть образцовыми с точки зрения нормы?

— Да нет, не в этом дело, нормы там никто не устанавливает. Главое — они должны быть образно выразительны. Раньше люди разговаривали знаками из мультфильмов, эти знаки растворялись.

Мне как-то рассказывал Эдуард Назаров, как шел он мимо пивной и вдруг услышал: «Ему домой, а у него нога». Кто-то процитировал его «Путешествие муравья». Сейчас этого нет.

— Каким языком с нами разговаривают политики?

— Языком? Нет, это не язык. Это просто система знаков, посредством которых политик дает понять, что мир является его частной собственностью. Российский политик поставил между собой и обществом высокий забор, подлинная реальная жизнь мешает его планам, которых на самом деле у него нет. Остается только одно — жажда наживы.

Я, кстати, очень не люблю слово «бизнес», которое заменило слово «дело». Бизнес для меня — тучное, кровососущее слово, оно меняет даже антропологию. Это опять некий колпак, поглощающий чувства. Мне не нравится, что вместо слова «душегуб» или «убийца» у нас привито английское «киллер». — Каков твой бизнес? — Я киллер!

— Делите ли вы слова на свои и чужие? По какому слову вы можете определить, что это не ваш человек?

— Скорее не по словам, а по музыке речи, по словосочетаниям.

— Что бы вы назвали индикатором грамотности или неграмотности?

— Все эти «красИвее/красивЕе», «твОрог/творОг» — это простительно. Потому что, даже если человек делает ошибку, понятно, что он имеет в виду. Для меня важнее структура речи, неозначенность фразы, которую человек начинает и прорабатывает своим умственным направлением. Ты понимаешь, что он шел по этой фразе, как по мысли, не думая, чем ее закончит, и финал фразы является для него открытием. Это сближает с сочинением стиха поэтом, который не всегда знает последнюю строчку. В каждой фразе должно быть открытие, надо удивиться. И если человеку удается меня удивить такой фразой, вопросом, я понимаю, что это «мой» человек. Не люблю, когда глагол «будировать» употребляют в смысле «будить», «будировать вопрос», поскольку его смысл — «проявлять дурное расположение духа».

— Есть ли у вас любимое слово? Речевая привычка?

— Я люблю слово «милый», употребляю его по разным поводам, причем даже в снисходительной форме. Слово «деточка» произношу. Могу так и к ребенку обратиться, а могу и с раздражением ругать художника. Я люблю слова — небо, дерево, сумрак, чудный, волглый, лицо, лик, товарищ (не люблю господин), порядочность, путь, дорога, купол, свод, воодушевление, собака, очень мне нравится слово «листобой».

— Какие слова вы бы изъяли из русского языка?

— Не люблю слова «офис», «формат», «цена вопроса», «однозначно», «имидж», «ваши проблемы», «заколебал», «прикольно», «ладненько». Важнее всего для меня соединение слов с общим контекстом.

Мне нравится, когда человек умеет находить какое-то неожиданное и точное применение слову. Я помню, как был совершенно потрясен, прочитав у Гоголя, которого считаю образцом словесной музыки, в «Мертвых душах» одну фразу. Там было слово, которое просто снесло меня с ног. Это эпизод, когда капитан Копейкин идет по Петербургу и строит планы. Заканчиваются его восторженные размышления фразой: «…а уж нос слышит, что пахнет тысячами». Этот глагол меня поразил. Дело дошло до того, что я его теперь часто употребляю вместо глагола «чуять». Вот так Гоголь привил украинизм в русский язык.


Ксения Туркова
http://mn.ru/society_edu/20120601/319446719.html

спасибо o_funambulo
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments