serezhik_18 (serezhik_18) wrote in norshtein,
serezhik_18
serezhik_18
norshtein

Юбилей Валентина Ольшванга

*
Сегодня исполняется 50 лет замечательному художнику и режиссёру анимационного кино Валентину Ольшвангу.



В дополнение - статья Юрия Норштейна о последней работе художника плюс краткая биофильмография.

Меня удивляют и восхищают в творчестве Валентина Ольшванга его неторопливые и неслучайные отношения с темой Рока. Фильм «Со вечора дождик» по существу продолжает предыдущий его фильм – «Про Раков». Вообще для творческой личности характерно возвращение к проблемам, открытым в первых работах.

Искусство отражает жизненный цикл, его ритуальность, сюда же входит и «Богу Богово, а Кесарю кесарево» и «время разбрасывать камни, и время собирать камни». Если оглядеть культурное (читай – жизненное) пространство нашего бытия, то – как же низко мы пали. Нас своевременно должны настигать не только суровость бытия, но и проработанное нашей умственной и чувственной деятельностью отношение к бытию, и это есть наш иммунитет по отношению к грозящим нам опасностям. Без этого наша жизнь либо станет сплошным потоком ужасов, либо оскалится бессмысленной весёлой каруселью. И мы, утеряв чувство реальности, уйдём в злобное мщение миру. Окружив себя уничтожающим твою личность бесполым, но комфортным пространством, создав новый тип зрителя под названием «гламуркулус», мы что, думаем в наивности нашей прикрыться от беспощадности жизни? Да, мы превратили искусство в очередной массажный кабинет. Почему? Да потому что боимся, потому что страх перед открытыми вопросами бытия нас парализует. Отсюда и наше политическое подобострастие, а у власти страх за своё место. И она, власть, компенсирует страх жестокостью и чувством своей непререкаемости.

На этом фоне творимый Ольшвангом мир берёт тебя за горло и холодно и беспощадно ведёт действие. Собственно, такой подход является продолжением традиций великой русской литературы. Лес рубят? Об этом писал Чехов, но его не читают. Жестокостью и подавлением мысли и свободы прокладывают чиновники дорогу в прямом и метафорическом смысле. Чиновник не способен увидеть живое, потому что вообще ни к чему не способен. Поэтому он ломает всё на своём пути, чтобы потом – Э-э-э-х!! – с ветерком. И пусть все видят, кто хозяин земли. И хотя Ольшванг делает фильм не об этом, его фильм о неотвратимости хода самой жизни. При определённой цепочке обстоятельств жизнь убивает, но и она сама может мстить нам своей гибельностью – нам, не желающим быть с нею в гармонии.

Валентин Ольшванг владеет живописным изяществом. Он сообщает своей живописи, собранной под его пальцами, «лёгкое дыхание». Но оно в качестве приманки, оно втягивает тебя под этот внешне не драматизированный слой. Я уже не удивляюсь драгоценной поверхности живописной смеси. Я просто каждый раз предвосхищаю наслаждение от созерцания неожиданных мельчайших деталей, когда живопись и действие сливаются в одно целое.

Для меня загадка, как он в нынешней ситуации сумел в прямом смысле выгородить угол и отдаться стихии фильма. У меня даже вызывал некоторое недоверие небольшой аппаратик над тщедушным станком, чуть больше оконной форточки – только горизонтально расположенной. В это художественное пространство входили рабочие эскизы к фильму по стенам и несколько классических шедевров, которые всегда полезны для художественного контекста. По временам Валя показывал готовые сцены и восхищение моё росло вместе с их умножением. Хотя предполагаю, что фильм «Со вечора дождик» - не зрительский. Какой там Рок! Сегодня простейшее переживание зритель не допускает до себя, не подозревая, что судьба мстительна. Сегодня трудно не поддаться обжорству правдоподобия. Компьютер поёт Сиреной, соблазны на каждом шагу.

Но Ольшванг выбирает самый простой, традиционный путь и эта простота, соединённая с точностью жеста, открывает за декларируемой неуклюжестью неизвестные геологические слои. Ольшванг чрезвычайно одарённый психолог, работая в пространстве трагического, он безупречно точен, как точен актёр в греческой драме. Акустические свойства греческого театра доносят до последних рядов тридцатитысячного амфитеатра актёрский шёпот. Неторопливость, естественность поведения старика-бобыля ошарашивает и крупно охватывает наше сознание.

«Со вечора дождик» неслучаен, потому что таков автор – со своим художественным «верхним» чутьём. Но появление такого фильма – дело случая, потому что не всегда палец господдержки упрётся в конкурсном отборе в подобный сценарий. Господдержка – явление замечательное, но, к сожалению, дальнейший путь фильма от автора к зрителю ухабист. На этом пути ухмыляется частный невежественный бизнес, который взял на себя право просвещения зрителей по своим гламурным порокам. Казалось бы, государство частично поддерживает художественные свойства отдельных режиссёров, остаётся сделать следующий шаг – открыть госкинотеатры. Но здесь тишина. Пока до нас дойдёт, что рынок и культура несовместимы, жизнь режиссёра будет истребляться в ожидании своей очереди на очередную работу. Я желаю Вале Ольшвангу и всем нам выжить, дождаться и сделать.

Валин собутыльник Юрий Норштейн


Валентин Ольшванг родился в 1961 году в Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1980 году окончил театрально-декорационное отделение Свердловского художественного училища. В 1981-86 годов учился во Всесоюзном Государственном Институте Кинематографии, на отделении художника-постановщика мультипликационного фильма (мастерская В.Курчевского). Работал на Свердловской киностудии художником-постановщиком и режиссером анимационных фильмов. В 1997 году был слушателем Высших Курсов сценаристов и режиссеров (мастерская Ю.Норштейна). C 1994 года по 1996 год в Свердловском художественном училище вел курс художника анимационного кино. В 2003г. преподавал на курсах аниматоров студии «А-фильм».

Участник российских и международных художественных выставок. Призер российских и международных кинофестивалей.

Художник-постановщик фильмов: «Бескрылый гусенок», 1987 г.; «Жильцы старого дома», 1987 г.; «Как стать человеком», 1988 г.; «Дело прошлое», 1989 г.; «Сничи», 1989 г.(совместно с С. Айнутдиновым); «Я вас слышу», 1992 г.; «Елка в старом доме», 1994 г.; «Как вам это понравится», 1995 г.; анимационная заставка к ТВ передаче «Спокойной ночи, малыши!», 2000 г.; «Человек с Луны», 2002 г. (совместно с С. Малышевым и Б. Вишевым).

Режиссерские работы: «Розовая кукла», 1997 г.; «OPTIMUS MUNDUS 29., сюжет Чайный дом»,1998 г.; «Про раков», 2003 г.; «Со вечора дождик», 2009г.

Занимается книжной иллюстрацией. В издательстве KAISEI-SHA (город Токио) им сделаны иллюстрации к книгам «Подарки для Ежика», «Что случилось с крокодилом», «Федорино горе». Источник.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments